Главная » Новости кино » Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2016 года

Зарубежное кино в отечественном прокате: Итоги 2016 года

26.12.2016 13:56:00

Продолжая серию публикаций об итогах уходящего года, в этом материале «ПрофиСинема» анализирует бокс-офис иностранных картин в российском прокате и систематизирует данные об успехах и поражениях зарубежного кино. В 2016 году наибольшим зрительским спросом опять пользовались голливудские проекты-аттракционы, хотя отдельный крупные франшизы, на которые делали ставки студии, не оправдали кассовых ожиданий.

Летом 2016 года иностранные аналитики заговорили о кризисе блокбастеров: многие громкие проекты года – такие, будто «Алиса в Зазеркалье», «Белоснежка и охотник 2», «День независимости: Ренессанс», «Ледниковый период: Столкновение неминуемо», «Охотники за привидениями», «Черепашки-ниндзя 2» — в американском прокате собрали гораздо меньше ожиданий. В качестве причин называлась и утомление зрителей от бесконечной череды сиквелов/ремейков, и выбор в пользу телевидения, благо сериальная индустрия переживает натуральный золотой век. В российском прокате тоже вдали не все потенциальные хиты оправдали надежды прокатчиков и кинопоказчиков, однако сообщать о кризисе блокбастеров не приходится. Навыворот, некоторые российские эксперты считают, что экономический кризис в нашей стране сыграл на руку Голливуду: зрители стали реже ходить в кино и более тщательно подходить к выбору фильмов, а потому отдавали предпочтение большим студийным проектам. 

Миллиардеры

Итак, в 2016 году одиннадцати зарубежным фильмам* удалось победить планку сборов в 1 млрд. рублей, а двум из них – анимационным картинам «Зверополис» и «Тайная существование домашних животных» — покорилась цифра в 2 млрд. Суммарно все миллиардеры на текущий момент собрали порядка 16.7 млрд, что не менее, чем на биллион превышает сборы миллиардеров прошлого года (более того – в прошлом году среди них не было ни одного фильма, собравшего больше 2 млрд). 

* данные по сборам на 26.12.2016

кадр из фильма "Зверополис"

В самом конце 2016 года вышло еще два потенциальных блокбастера, однако им вряд ли удастся взять миллиардную планку. Первоначальный из них – это спин-офф франшизы «Звездные войны»: «Изгой-одинешенек. Звездные войны. Истории», стартовавший в кинотеатрах 15 декабря. По итогам первого уикенда кинофильм стал лидером российского проката, однако не показал исключительных результатов, собрав 350 млн. рублей. Напомним, что предыдущая доля франшизы «Звездные войны: Пробуждение силы» в дебютный уикенд заработала 879 млн. рублей, а итоговые сборы ленты в российском прокате составили 1.8 млрд. рублей. 

кадр из фильма "Изгой-Один. Звёздные Войны: Истории"

Между тем 22 декабря вышла лента «Пассажиры» — масштабный фантастический экшен режиссера Мортена Тильдума с Дженнифер Лоуренс и Крисом Праттом в роли путешественников, проснувшихся ранее времени на борту космического корабля. У этой зрелищной и драматичной картины по идее вполне мог бы быть шанс повторить судьбу «Интерстеллара» и «Марсианина» (оба космических блокбастера заработали в российском прокате более 1.1 млрд рублей), однако в премьерный уикенд фильм собрал порядка 270 млн рублей, а 29 декабря стартует «Викинг», какой оттянет внимание на себе, поэтому даже с учетом новогодних каникул сборы ленты, скорее итого, не перевалят за биллион.

кадр из фильма Пассажиры

Но вернемся к текущему списку миллиардеров. Первое, что бросается в очи при взгляде на финалистов 2016 года – это большое число новых (или, по крайней мере, неплохо забытых старых) сюжетов. В топ попало итого два прямых продолжения – «Иллюзия обмана 2» и «Первоначальный мститель: Противостояние», да и те занимают в нем последние места. «Зверополис», «Тайная существование домашних животных» и «Выживший» — абсолютно свежие оригинальные проекты. «Книга джунглей» — новое технологически совершенное прочтение «Маугли», лента «Фантастические твари и где они обитают» хоть и является спин-оффом «Гарри Поттера», однако связана с ним очень опосредованно, а на самом деле начинает совсем самостоятельную франшизу. «Варкрафт» является первой попыткой экранизировать вселенную одноименной компьютерной игры. Даже те фильмы из топа, которые связаны с существующими киновселенными – такие, будто «Дэдпул», «Отряд самоубийц» и «Доктор Стрэндж» — интересны тем, что вводят в свои миры новых ярких персонажей. И зрители, подуставшие от одних и тех же героев, это оценили.

кадр из фильма "Тайная жизнь домашних животных"

Любопытно также, что в топ попало разом два фильма – «Дэдпул» и «Выживший», — которым жесткий ограничительный рейтинг 18+ не помешал скопить миллиард. Продюсеры часто стремятся спускать большие проекты с «детскими» рейтингами, рассчитывая таким образом максимально расширить аудиторию, однако подчас это приводит к художественным и сюжетным потерям. И, надобно сказать, подобного мнения придерживаются не лишь критики и зрители: недавно стало известно, что Хью Джекман пожертвовал частью гонорара, чтоб выпустить следующий фильм о Росомахе «Логан» со взрослым рейтингом R.

кадр из фильма "Дэдпул"

В остальном, список победителей 2016 года не несет больших сюрпризов. Самыми востребованными жанрами остаются анимация («Тайная существование домашних животных», «Зверополис») и фантастика («Дэдпул», «Отряд самоубийц», «Варкрафт», «Доктор Стрэндж», «Фантастические твари», «Первоначальный мститель: Противостояние»). Особняком идут эпичная трагедия «Выживший» Алехандро Гонсалеса Иньярриту с Леонардо ДиКаприо в главной роли; «Книжка джунглей» от Джона Фавро; продолжение триллера про фокусников «Иллюзия обмана 2».

кадр из фильма "Выживший"

Прошедший 2015 год стал невообразимо успешным для дистрибьютора UPI, какой прокатывал пять фильмов-миллиардеров, хотя по результатам общих сборов первое пункт заняла компания WDSSPR. В 2016 году пальма первенства опять принадлежит WDSSPR, которая прокатывала четырех миллиардеров: «Зверополис», «Доктора Стрэнджа», «Книгу джунглей» и «Первоначальный мститель: Противостояние». По два миллиардера — в пакетах UPI («Тайная существование домашних животных», «Варкрафт»), Двадцатый столетие Фокс («Дэдпул», «Выживший»), и «Каро Премьер» («Отряд самоубийц», «Фантастические твари и где они обитают»). Лучшим зарубежным релизом ЦПШ стала «Иллюзия обмана 2».

Почитай дотянули

Три фильма из топового списка стали почитай что миллиардерами, не дотянув до заветной цифры итого ничего. Так, например, «Дом странных детей мисс Перегрин» Тима Бертона (прокатчик – «Двадцатый Столетие Фокс СНГ») не добрал до миллиарда буквально 5 млн. рублей. Успех картины в российском прокате излишний раз подтверждает текущий зрительский тренд – это новая оригинальная история, мрачная и не чересчур детская, которой в России был присвоен довольно жесткий рейтинг 16+. Впрочем, мировые сборы фильма не могут похвастать выдающимися результатами – $ 276 млн. при бюджете $ 110 млн.

кадр из фильма "Дом странных детей Мисс Перегрин"

А вот следующие две позиции списка «почти миллиардеров» занимают старые знакомые – продолжения «Ледникового периода» и «Кунг-фу панды». И если франшиза «Кунг-фу панда» продолжает демонстрировать стабильную кассу, то «Ледниковый период» достоин отдельного разговора. Хоть кинофильм со сборами 982 млн. рублей стиль не повернется назвать провальным, тем не менее, снижение интереса к франшизе налицо. Этак, например, предыдущий фильм франшизы «Ледниковый этап 4: Континентальный дрейф» заработал в российском прокате 1.6 млрд. рублей, а его предтеча «Ледниковый период 3» — 1.3 млрд. рублей. Существенное снижение заметно и на масштабе мировых сборов: если «Ледниковый этап 4» взял в мировом прокате $ 877 млн., то «Ледниковый этап 5» — вдвое меньше, $ 407 млн. 

Другие крупные релизы: от 500 до 900 млн.

Еще одиннадцать зарубежных фильмов собрали в диапазоне от 500 до 900 млн. рублей. Хотя среди них кушать проекты, не являющиеся сиквелами («Тролли», «Angry Birds в кино», «Моана», «Боги Египта», «Тарзан. Предание»), солидная часть из них – продолжения («Бэтмен против Супермена: на заре справедливости», «Люд Икс: Апокалипсис», «Алиса в Зазеркалье», «Черепашки-ниндзя 2», «В поисках Дори», «Инферно»). Причем отдельный из этих франшиз показали несколько разочаровывающие результаты по сравнению со своими предшественниками: этак, например, «Черепашки-ниндзя 2» собрали в российском прокате 621 млн. рублей, в то пора как «Черепашки-ниндзя» — 1.051 млрд. рублей, «Алиса в Зазеркалье» — 656 млн. рублей, тогда будто «Алиса в стране чудес» — 1.252 млрд. рублей.

кадр из фильма "Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости"

Если глядеть на жанры, то, опять же, в этой части топа также превалирует фантастика («Бэтмен против Супермена», «Боги Египта», «Люд Икс: Апокалипсис», «Алиса в Зазеркалье», «Черепашки-ниндзя 2», «Тарзан. Предание») и анимация («Тролли», «Angry Birds в кино», «Моана», «В поисках Дори»). Единственное исключение – «Инферно», третья доля приключенческого конспирологического триллера по мотивам романов Дэна Брауна.

Недобор

Будто уже говорилось выше, многие картины в 2016 году собрали меньше, чем от них ожидали: в частности, это можно произнести о «Ледниковом периоде 5», «Алисе в Зазеркалье» и «Черепашках-ниндзя 2». Наименовать их многомиллионные сборы провалами, разумеется, сложно, но все эти фильмы недобрали по сравнению со своими предшественниками.

кадр из фильма "День независимости: Возрождение"

Голливудские студии делали большие ставки на новоиспеченный виток франшизы «День независимости», однако «День независимости: Ренессанс» Роланда Эммериха надежд не оправдал. В мировом прокате кинофильм с бюджетом $ 165 млн. собрал итого $ 389 млн. В российском прокате сиквел «Дня независимости» тоже не сорвал джек-испарина, заработав 447 млн. рублей. 

Ни российские, ни зарубежные зрители не оценили перезапуск комедии «Охотники за привидениями», в которой главные действующие лица сменили пол. Полотно собрала $ 229 млн. в мире и 324 млн. рублей в России и СНГ. Впрочем, ничего удивительного в этом исходе дудки: паясничали герои оригинального фильма куда обаятельнее, чем современные героини.

кадр из фильма "Охотники за привидениями"

Проект «Белоснежка и охотник» в 2012 году критики сравняли с землей, конечно и прорывной кассы он не показал, собрав порядка $ 400 млн. при бюджете $ 170 млн. Чрез несколько лет продюсеры решили рискнуть с продолжением, однако результаты «Белоснежки и охотника 2» оказались еще хуже: $ 164 млн. в мире при бюджете $ 115 млн. и будет невпечатляющие 249 млн. рублей в российском прокате (лента «Белоснежка и охотник» собрала чуть ли не вдвое больше – 416 млн. рублей).

Пятая серия киноэпопеи «Иной мир: Войны крови» тоже просела по сравнению с предыдущим фильмом. В российском прокате «Иной мир: Пробуждение» заработал 385 млн. рублей, а «Войны крови» — 239 млн. рублей. 

кадр из фильма Другой мир: Войны крови

Полотно «Бриджит Джонс 3» собрала в российском прокате итого 226 млн. рублей, несмотря на культовый статус предыдущих фильмов, астральный каст и любимый зрителями жанр комедийной мелодрамы. Будто, непосредственная милаха Бриджет уже не чересчур интересна современной российской аудитории.

Ребут культового вестерна «Великолепная семерка» также не назовешь удачным: $ 160 млн. мировых сборов и скромные 219 млн. рублей в российском прокате. Положительный классический вестерн оказался не этак интересен нашей аудитории, будто жанровые эксперименты на тему вестерна, будь то сатира Квентина Тарантино («Джанго Освобожденный» — 484 млн. рублей, «Омерзительная восьмерка» — 427 млн. рублей) или аттракцион Disney «Одинокий рейнджер» (524 млн. рублей).

кадр из фильма "Великолепная семерка"

Может показаться, что анафема кассового недобора коснулось исключительно ремейков и ребутов, однако это не так – вдали не все оригинальные фильмы заслужили похвала зрителей. 

Так, например, новоиспеченный проект Стивена Спилберга – детская фантазия «Большенный и добрый великан» по роману английского сказочника Роальда Даля – не вызвал ажиотажа ни в России, ни за рубежом. Полотно собрала всего $ 178 млн. в мире, что при бюджете $ 140 млн. может быть расценено, будто полный провал. В российском прокате кинофильм заработал не очень впечатляющие для потенциального блокбастера 379 млн. рублей. Еще хуже сложилась судьбина у еще одного семейного релиза с похожей конфигурацией: сказка о дружбе мальчишки с драконом «Пит и его дракон» собрала $ 142 млн. в мире и 229 млн. рублей в России. 

кадр из фильма "Большой добрый великан"

Печальная судьбина постигла и новый проект Тимура Бекмамбетова «Бен-Гур»: $ 94 млн. мировых сборов при бюджете $ 100 млн. и итого 283 млн. рублей в российском прокате.

Арт-мейнстрим, независимые фильмы и независимые дистрибьюторы

Дистрибьюция арт-мейнстрима несколько просела по сравнению с предыдущим годом, что очевидно не лишь по абсолютным сборам, однако и по наработкам на копию. Если в прошлом году в прокате было немало арт-мейнстримовых релизов, показавших наработку больше 200 тысяч (это и «Бёрдмэн», и «Игра в имитацию», и «Вселенная Стивена Хокинга», и «Унижение», и «Молодость», и «Соль Земли», и «Новейший Завет»), то в 2016 году таких релизов куда меньше. Вина уже упоминалась – в кризис зрители ходят в кино реже, а потому предпочитают гарантированное качество голливудских аттракционов. 

кадр из фильма "Выживший"

Если же зрители все-таки хотят увидать более сложное кино, то выбирают проверенные временем имена – так, Алехандро Гонсалеса Иньярриту (получившая три «Оскара» трагедия «Выживший» заработала в российском прокате 1.1 млрд., прокатчик – «Двадцатый Столетие Фокс СНГ»), Квентина Тарантино (у его кровавого вестерна «Омерзительная восьмерка» 426 млн. рублей на 927 копиях, наработка 460 тыс., прокатчик – ЦПШ) или Вуди Аллена – его новоиспеченный фильм «Светская жизнь» собрал больше других картин Аллена в российском прокате (120 млн. рублей на 442 копиях, наработка 271 тыс., прокатчик – «Вольга»).

кадр из фильма "Светская жизнь"

В 2016 году в стане независимых дистрибьюционных компаний произошло разом несколько перестановок. West Тиграна Дохалова был перезапущен будто Magnum Pictures. Все фильмы прокатчика Top Film Distribution перешли к дистрибьютору Megogo Distribution, созданному совместными усилиями онлайн-кинотеатра Megogo и Top Film. Появилась новая компания Capella Film, основанная коллективом прокатной компании Premium Film. Кроме того, в начале января компанию Arthouse покинул одинешенек из ее основателей Сэм Клебанов. 

кадр из фильма "Механик: Воскрешение"

Самым успешным по сборам зарубежным релизом независимых дистрибьюторов стал боевик «Механик: Воскрешение» с Джейсоном Стэтэмом, выпущенный Megogo Distribution. Кинофильм собрал 194 млн. рублей на 809 копиях (наработка 240 тысяч). По сборам среди релизов независимых дистрибьюторов также лидируют «Славные парни» и «Падение Лондона» от «Парадиза». Первоначальный фильм заработал 158 млн. на 949 копиях (наработка 167 тысяч), а другой – 155 млн. рублей на 1056 копиях (наработка 147 тысяч). 

кадр из фильма Капитан Фантастик

Среди удачных релизов с небольшой росписью можно отметить документальный французский кинофильм «Человек», собравший 966 тысяч рублей на 3 копиях, наработка 322 тысячи (прокатчик – «Центр документального кино»). Кроме того, инди-комедия «Капитан Фантастик» с Вигго Мортенсеном собрала 9 млн. на 48 копиях, показав наработку 203 тысячи (дистрибьютор – Capella Film).

Заточение

В ближайшие недели станет понятно, смогут ли добиться существенных успехов последние большие зарубежные релизы 2016 года – «Изгой-одинешенек: Звездные войны. Истории» и «Пассажиры», однако в целом это уже не повлияет на расстановку сил. Очевидно, что в 2016 году зрители, будто обычно, отдавали предпочтение голливудским аттракционам. Остается с сожалением констатировать, что из топа кассовых хитов практически исчезли какие-либо жанры, помимо крупнобюджетной фантастики. И совместно с тем, очевидный успех многих не являющихся сиквелами оригинальных проектов и недобор подававших надежды франшиз свидетельствует о том, что зрители жаждут свежих идей и обновлений.

Автор: Дарья Горячева

Просмотров: 78   |      

Вы также можете поделиться своим мнением

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*