Главная » Новости кино » Сегодня Андрею Тарковскому исполнилось бы 85 лет

Сегодня Андрею Тарковскому исполнилось бы 85 лет

Ныне, 4 апреля 2017 года исполняется 85 лет со дня рождения знаменитого кинорежиссера Андрея Тарковского, творчество которого оказало огромное воздействие на развитие отечественного и зарубежного кинематографа. Он снял семь полнометражных игровых картин, каждая из которых считается классикой советского и мирового кинематографа: «Иваново детство», «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия» и «Жертвоприношение». Его работы отмечены многочисленными наградами престижных международных кинофестивалей, в том числе Каннского и Венецианского.

Андрей Тарковский родился 4 апреля 1932 года в семье поэта и переводчика Арсения Тарковского. В школе грядущий режиссер не проявлял интереса ни к естественным, ни к гуманитарным наукам. При этом он с удовольствием посещал музыкальную школу (по классу фортепиано), а в седьмом классе поступил в художественную школу имени 1905 года, где занимался рисованием.

В 1951 году Тарковский поступил на арабское филиал Московского института востоковедения, однако чрез два года оставил учёбу, получив сотрясение мозга на занятиях по физкультуре. В 1954 году Тарковский подал документы во ВГИК – его приняли на режиссёрское филиал в мастерскую Михаила Ромма. 

Дипломная работа Андрея Тарковского киноповесть «Каток и скрипка» (1960). Кадр из фильма.

Первой курсовой работой Тарковского стал короткометражный кинофильм «Убийцы», поставленный по рассказу Хемингуэя. За ней последовала лента «Сегодня увольнения не будет» (1957). Совместно с Андреем Кончаловским он написал сценарий «Каток и скрипка» (1960), какой был успешно продан лишь что созданному объединению «Юность» на «Мосфильме». Это был сентиментальный сюжет о короткой дружбе мальчика, играющего на скрипке, и водителя катка. Полотно стала дипломной работой Тарковского.

кадр из фильма Иваново детство

Его дебютом в полном метре стал кинофильм «Иваново детство» по мотивам военного рассказа Владимира Богомолова «Иван», рассказывающая историю подростка (Николай Бурляев), в которой ясный мир детства противопоставлялся мрачным реалиям войны. Полотно удостоилась «Золотого льва Святого Марка» Международного кинофестиваля в Венеции (1962) и многих других киносмотров. 

кадр из фильма Андрей Рублев

Съемки своей следующей работы – ленты «Андрей Рублев» — Тарковский начал в 1964 году. Труд над фильмом продвигалась медлительно и сложно. Советские чиновники обратили внимание на невыгодные параллели с современной действительностью, также они критиковали картину за ее непривычную форму. В итоге кинофильм подвергся проработкам и цензурным поправкам. В 1969 году «Андрей Рублев» был показан вне конкурса на Каннском кинофестивале, где удостоился приза ФИПРЕССИ.

кадр из фильма Солярис

После почитай пятилетнего перерыва Тарковский приступил к съемкам «Соляриса» по одноименному роману Станислава Лема. Тарковскому удалось открыть свою идею изначальной «божественной» духовности человека, выведя её за пределы национальных и культурных границ. В 1972 году полотно участвовала в программе Каннского кинофестиваля, где получила две награды: Особый приз жюри и Приз экуменического жюри. 

кадр из фильма Зеркало

В 1974 году режиссёр снял кинофильм «Зеркало», в котором он отказался от традиционного сюжета в пользу мозаичной структуры, предложив зрителю состоятельный набор визуальных ассоциаций и воспоминаний главного героя. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов кинофильм признали непонятным, немассовым и неудачным. Полотно обострила скрытое противостояние режиссера и власти. 

Готовясь к новому проекту, Тарковский писал сценарии, читал лекции по режиссуре, в Театре Ленинского комсомола поставил постановка «Гамлет» (1977).

кадр из фильма Сталкер

В 1979 году он снял кинофильм «Сталкер» по повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», какой выглядел своего рода компромиссом: угрожающе-таинственная и одновр/еменно сулящая исполнение любых желаний Пояс воспринималась и как намёк на кризис «капиталистической» цивилизации, в том же ключе можно было истолковать и резон диалогов писателя и профессора в исполнении Анатолия Солоницына и Николая Гринько соответственно. В 1980 году «Сталкер» был показан на Каннском кинофестивале и получил Приз экуменического жюри.

кадр из фильма Ностальгия

В 1980 году Тарковскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. В том же году режиссёр уехал в Италию для работы над фильмом «Ностальгия». В ходе поиска натуры он снял документальный кинофильм «Время путешествия» (1982). В 1983 году «Ностальгия» участвовала в конкурсе Каннского кинофестиваля, где получила Приз за режиссуру, Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. По окончании Тарковский с женой остался в Италии, объявив о своем решении не возвращаться в СССР. 

кадр из фильма Жертвоприношение

Последней работой режиссера стал снятый в Швеции кинофильм «Жертвоприношение» (1985). В декабре 1985 года врачи диагностировали у Тарковского рак легких. Он умер 29 декабря 1986 года в Париже в возрасте 54 лет. 

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*