Главная » Новости кино » Размышления у «Портрета аудитории российских городских кинотеатров»

Размышления у «Портрета аудитории российских городских кинотеатров»

28.02.2017 19:30:00

27 февраля 2017 года журналистам были представлены результаты исследования «Портрет аудитории российских городских кинотеатров», проведённого ВЦИОМ по заказу Фонда кино в декабре 2016 – январе 2017. В рамках проекта было опрошено более 7000 респондентов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Омске, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Уфе. Исследователи заявляют, что это самое масштабное изыскание аудитории российских кинотеатров в современной России, и объявляют о сенсационных выводах. Кушать только одно «но» – исследователи ВЦИОМ ранее не работали в киноиндустрии и не смогли до конца учесть ее специфику. Портал ПрофиСинема познакомился с результатами ВЦИОМ и вопросов после этого появилось больше, чем ответов на них.

Общая информация об опросе

Кинотеатральная аудитория повзрослела, молодежь перестает ходить в кино, или… 

Первоначальный вывод, который социологи сделали исходя из полученных данных: «Вопреки распространенному убеждению, в зрительской аудитории городских кинотеатров преобладают люд в возрасте 25-34 лет (33% — любой третий посетитель кинотеатра), а аудитория посетителей кинотеатров от 18 до 24 лет несколько меньше – 27%». На пресс-конференции также было объявлено, что продюсеры должны учитывать этот факт при подготовке будущих проектов, этак как более взрослая аудитория относится к российским фильмам лояльнее и трудиться с ней легче.

Нам представляется, что все не этак однозначно, и одного исследования недостаточно для подобного утверждения. Во-первых, изыскание проводилось в декабре-январе, когда кинотеатры посещает большее число более взрослых зрителей, чем в среднем по году. Во-вторых, на результаты влияет пора проведения исследований (утро, день, вечер) и кинотеатральный репертуар. В-третьих, важное смысл имеет месторасположение кинотеатра в конкретном городе и вес каждого города в исследовании. Учитывая, что изыскание проводилось в 10 городах четырьмя волнами, получается, что в среднем в одной волне на одинешенек город опрашивалось всего возле 180 человек. 

Распределение посетителей кинотеатров по возрасту

С другой стороны, крышка 90-х и начало нулевых – это пора «демографической ямы», то кушать аудитория 18…24 лет объективно меньше, чем 25…34. Кроме того, более молодые люд совершенно иным образом организуют собственный досуг, уделяя больше времени потреблению контента не в кинотеатрах, а на экранах смартфонов и планшетов. Как этот процесс представляет угрозу дальнейшему падению посещаемости кинотеатров, не ясно, и изыскание ВЦИОМ ответа на этот проблема не дает.

Нам представляется, что социологи несколько поспешили с экстраполяцией полученных данных в локальный временной отрезок на весь год, и необходимо коротать больше исследований, чтобы установить, действительно ли молодая аудитория перестает ходить в кинотеатры, а также установить масштабы и причины этого явления, поскольку в этом кроется одна из основных угроз дальнейшего развития и экономической стабильности кинопроката. 

Британские ученые доказали, или будто задать правильный вопрос.

Не все результаты были столь неожиданными. Так, данные по планированию похода в кино. Кинозрители внимательно относятся к выбору фильма и планируют поход в кино заране. Две трети респондентов (66%) выбирают кинофильм задолго до посещения кинотеатра (более, чем за день). Часть зрителей, выбравших фильм в день сеанса, однако до прихода в кинотеатр, составила 17% (любой шестой). Почти столько же (16%) кинозрителей выбирают кинофильм непосредственно в кинотеатре. Тщательность планирования более заметна в праздники, когда поход в кино с родными и близкими планируется заране и воспринимается, как традиция (часть «спонтанного» посещения в этот этап не превышает 14%).

Время выбора принятия решения о походе в кино на конкретный фильм

Исследование сообщает, при выборе фильма лишь 5% кинозрителей в первую очередность руководствуются оценкой картин на специализированных порталах, 1% основывают собственный выбор на рецензиях критиков. Приоритетными факторами для респондентов являются жанр и тематика (33%), сюжет (18%), актерский состав (17%). Рекомендации друзей или знакомых – определяющий фактор лишь для 3% респондентов.

Однако, важными для продюсеров жанровыми предпочтениями аудитории, или подробностями про «кассовых» актеров социологи не озаботились. Впрочем, кассовые сборы напрямую противоречат социологическому исследованию и какой-то корреляции между именами актеров (будто российских, так и голливудских) и кассовыми сборами проследить не удается.

Критерии выбора фильма для просмотра фильма в кинотеатре

К сожалению, изыскание не дает ответ на одинешенек из самых важных при распределении маркетинговых бюджетов вопросов: Где зрители получают информацию о фильмах и какие информационные каналы наиболее эффективны – ТВ, интернет, внутри кинотеатральная реклама?

Российский зритель перестал страшиться и полюбил отечественное кино?

Одним из важных вопросов, на которые попытались дать ответ исследователи, касался взаимоотношения российских зрителей к отечественному кинопроизводству, которые стали более позитивно смотреть к наших фильмам. Более половины участников опроса (58%) констатируют, что качество российского кино за последние два года улучшилось.
Совместно с тем на вопрос о действиях зрителя в ситуации, когда он пришел в кино, а в это время идут лишь российские фильмы, 77% респондентов ответили, что будут глядеть российское кино, если оно им покажется интересным, а 17% респондентов предпочтут обождать начала интересного им зарубежного фильма или уйдут из кинотеатра. То кушать каждый шестой опрошенный предпочтет не глядеть российское кино в принципе (даже, если оно покажется ему интересным!).

Будет ли зритель смотреть российский фильм

Одинешенек из вопросов в исследовании – «Назовите самые запоминающиеся российские фильмы 2016 года». Учитывая этап проведения опроса, неудивительно, что большинство картин, упомянутых зрителями, были декабрьскими релизами. Однако при этом лидером стал «Экипаж», вышедший задолго до новогодних праздников. 

На чем сердце успокоится. Вместо вывода.

К сожалению, после знакомства с результатами исследования вопросов меньше не стало.
Подлинно ли молодая аудитория перестает ходить в кино? Какие каналы наиболее эффективны для донесения информации о фильме до зрителя? Какие актеры наиболее востребованы? Какие жанры предпочитает нынешний зритель? Какое место занимает кинопоказ в общем легальном киносмотрении?

Целью исследования являлось дефиниция портрета зрителя кинотеатров, потому альтернативные легальные методы просмотра кинофильмов им не рассматривались. Подобный подход понятен, учитывая специфику деятельности заказчика. Однако он представляется несколько однобоким, особливо в современных условиях, когда основным мировым вызовом стало падение количества зрителей в кинотеатрах. А основной задачей является разработка форм и методов донесения контента до зрителя для создания и удержания аудитории. Давным-давно назрела необходимость рассматривать кинопрокат будто основной (пока), но вдали не единственный способ легального способа просмотра фильмов и учитывать (сей прискорбный для классического кинопоказа) факт при проведении исследований. Было странно слышать от главы исследовательской компании, что пиратство является одной из главных проблем для кинотеатрального показа. 

Пиратство наносит положительный ущерб легальному кинопросмотру, это факт. Вот лишь исследовательских данных о том, что если зритель не обнаружит искомый кинофильм на торренте, то он непременно пойдет в кинотеатр, нет. Скорее итого, он или вообще откажется от просмотра, или при наличии недорогой альтернативы посмотрит в легальном онлайн-кинотеатре или воспользуется VoD сервисом. Этот проблема до конца неясен.

Нам обещают подобные исследования сделать ежегодными, кроме того, социологи уверяют, что изыскание гораздо глубже и шире, чем то, что было представлено на пресс-конференции. Однако, «глубже и шире» представлено не было. 

Надеемся, что будущие исследования будут учитывать специфику кинобизнеса и смогут дать ответы на актуальные для кинематографического сообщества вопросы. 

Автор: Матвей Ромодановский

Просмотров: 14   |      

Вы также можете поделиться своим мнением

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*