Главная » Новости кино » MIPTV 2017: Куда движется рынок виртуальной реальности в России?

MIPTV 2017: Куда движется рынок виртуальной реальности в России?

4 апреля 2017 года на крупнейшем международном рынке телевизионного и цифрового контента MIPTV в Каннах прошла сессия, посвященная VR технологиям, на которой Институт современных медиа (МОМРИ) представил отраслевой отчет «Рынок виртуальной реальности в России 2016». Изыскание затрагивает такие темы, будто ключевые тенденции российского VR рынка, возможности внедрения нового контента в игры, приложения и кинотеатры, продажи устройств для домашнего пользования, и потенциал международной экспансии российских компаний.

2016 год стал во многом определяющим для VR индустрии: вышли потребительские версии VR гарнитур от Oculus, HTC, Google и Sony, а многие крупные игровые издательства и студии выпустили или анонсировали VR игры различных жанров и форматов. Во многих странах были созданы первые отраслевые объединения, целью которых стала консолидация маркетинговых и контентных активов, выработка единых технологических стандартов. Одним из важнейших событий российского рынка в 2016 году стало создание первого в стране VR Консорциума, куда вошли крупнейшие технологические и медиа-компании. Основными целями создания организации являются активное содействие созданию VR рынка в России и выработка единых технологических стандартов VR разработок.

VR Консорциум

«Уже в ближайшее пора словосочетание «виртуальная реальность» станет таким же привычным и понятным, будто мобильная связь или телевидение высокой четкости, а очки и шлемы для VR-фильмов, игр и прочих приложений будут распространены этак же, как сегодня ноутбуки и смартфоны. VR – это и технологическая, и коммерческая неизбежность. Для всех очевидно, что добавочная стоимость на рынке устройств типа «умных телефонов» будет упадать и очень скоро они станут недорогим повседневным бытовым прибором. Это означает, что технологические компании будут извлекать все меньше и меньше сверхприбыли из производства и эксплуатации смартфонов и прочих мобильных гаджетов. Потому следующий рост рынка технологий придется собственно на VR-устройства», – сообщил председатель совета директоров АО «Цифровое телевидение» Дмитрий Медников, выступая на сессии про VR технологии, прошедшей в рамках телерынка MIPTV.

Карта российского VR рынка

Сообразно данным МОМРИ, российский потребительский базар устройств, программного обеспечения и контента виртуальной реальности к концу 2016 года оценивался в размере 1,2 млрд. рублей. При этом базар VR решений для бизнеса к концу 2016 достиг размеров в 348,2 млн. рублей. 

Ключевые игроки российского VR рынка

Число VR компаний в России за год выросло более чем в 3 раза – с нескольких десятков до более чем ста компаний. На рынке также насчитывается более трех сотен мобильных креативных команд, состоящих из 2-5 человек, производящих VR контент или занимающихся агрессивным маркетингом VR решений. Географически VR индустрия в основном сконцентрирована в столичных мегаполисах – больше половины компаний находятся в Москве и Санкт-Петербурге. 

Изыскание показало, что крупнейшие российские компании проявляют приметный интерес к VR технологиям и решениям, однако число реальных проектов невелико – за весь 2016 год не более 20 компаний начали вводить VR технологии в свой бизнес. Важнейшим фактором формирования VR рынка в 2016 году стал рост объема инвестиций почитай в 3 раза – они оцениваются в 730 млн. рублей против 190 млн. в 2015 году. 

Широкому распространению VR устройств и VR контента на потребительском рынке покамест препятствуют относительная дороговизна VR-гаджетов, недостача качественного контента и массовые предубеждения людей, опасающихся виртуальной реальности. Между тем, совокупный объем потребительского рынка VR устройств и приложений в России в 2016 году составил $ 16 млн. Продажи VR устройств составляют возле 75% от данного объема – итого за год было продано порядка 560 тыс. гарнитур и комплектов оборудования для ПК. Основными драйверами рынка являются недорогие мобильные VR гарнитуры китайского производства, ориентированные на просмотр контента в формате видео 360 и простые VR приложения. Отраслевые эксперты ожидают, что число российских VR-пользователей будет ежегодно удваиваться и к 2020 году достигнет 5,4-5,6 миллиона человек.

Прогноз прироста пользователей

Большая доля компаний, занимающихся VR, работает в сферах B2B и B2C решений – эти сегменты на протяжении 2016 года демонстрировали устойчивый рост и собственно в них в настоящее время сконцентрированы основные объемы инвестиций. Организаций, представляющих инфраструктуру формирующегося VR рынка, существенно меньше.

Особенностью российского потребительского VR рынка является то, что в его формировании большую роль играют VR аттракционы, устанавливаемые рядышком с кинотеатрами в крупных торгово-развлекательных центрах. Таких центров в России существует более 520, а в 313 из них открыты многозальные кинотеатры. Популярность VR аттракционов во многом связана с тем, что их запуск не требует больших вложений и обеспечивает довольно быструю окупаемость. Одновременно крупнейшие российские кинотеатральные сети, такие будто «Формула Кино» и «Люксор», в 2016 году запустили первые VR кинозалы. Однако ключевой проблемой в этом сегменте является нехватка качественного и разнообразного видеоконтента в формате 360.

Также в России в 2016 году начинают создаваться специализированные VR клубы и VR квесты, однако данные форматы не получили массового распространения – общее число заведений такого типа в России не превышает сорока.

Василий Рыжонков, со-основатель сетей VR аттракционов Arena Lab и Arena Space: «За последние несколько месяцев аттракционы сети Arena Lab посетило более 6 000 человек. Нашу аудиторию можно условно поделить на четыре основных группы: ребята от 6 до 14 лет, подростки, семьи с детьми и компании взрослых. Также кушать отдельная категория посетителей, которые интересуются технологическими новинками и всем, что происходит в мире VR развлечений. Каждая из этих аудиторий по-своему уникальна, по-разному выбирает и потребляет VR-контент. Также могу отметить, что в целом мужскую аудиторию VR привлекает гораздо сильнее, чем женскую. Сейчас на рынке происходит консолидация различных форматов, при этом и большие, и маленькие форматы в обозримой перспективе будут владеть право на существование. Весьма активно в России в ближайшее пора будет развиваться сегмент «мини VR парков», куда можно отнести форматы площадью от 20 до 200 кв. метров. Более крупные форматы полноценных тематических VR парков, требующие гораздо более значительных инвестиций, придут на российский базар позже – уже после того, будто они появятся и станут массовыми в США и Китае».

Портрет потенциального российского потребителя VR

Будто свидетельствуют данные исследования MOMRI, объем аудитории, проявляющей заинтересованность к VR технологиям, только в крупных и средних городах России составляет более 37 миллионов человек, а в целом по России потенциальную аудиторию можно оценить в 60 миллионов человек.

Наличие у пользователя VR устройства

Однако потенциальные пользователи VR технологий показывают довольно слабое понимание, что собственно является «устройством виртуальной реальности», а также широкое распространение низкокачественных устройств и негативный эксперимент пользования ими. У россиян существует линия опасений относительно VR. Главные из них – боязнь психологической зависимости от виртуальной среды и ужас за свое здоровье.

Наиболее информированными и перспективными потребителями VR устройств и VR контента в России является молодая аудитория (до 35 лет), аудитория с высоким уровнем дохода, семьи с детьми. Среди них часть тех, кто пробовал или хотел бы отведать VR достигает 60%, а 11% родителей хотели бы приобрести своим детям VR устройства. Более 60% россиян в возрасте 18-35 лет хотели бы посещать VR кинотеатры, аттракционы, квесты. Внедомашние развлечения больше итого интересны женщинам (мужчины предпочитают использовать устройства дома), а также семьям с детьми.

Ключевые цифры о виртуальной реальности

В отношении к гаджетам и освоении новых технологий в России существенны различия между мужчинами и женщинами. Мужская аудитория гораздо более лояльна к современным технологиям и устройствам виртуальной реальности, чем женская, больше знакома с VR гаджетами и ориентирована на более интерактивный контент – различные виды игр, симуляторы. Женщины хотели бы владеть возможность смотреть видео 360 по различным тематикам, на первом месте по интересу – виртуальный туризм.

Важнейшими факторами при принятии решения о покупке для россиян является удобство использования устройств, их низкая стоимость, а также число и качество контента.

Что пользователям интересно в виртуальной реальности

Потенциал международной экспансии российских компаний

Развитие глобальных процессов в высокотехнологичных отраслях и медиапотреблении привело в последние годы к парадоксальному результату – в выигрыше от глобализации оказываются не транснациональные корпорации-гиганты, а региональные рынки и региональные производители. Весьма часто молодые и активные региональные компании вступают в конкуренцию с мейджорами на, казалось бы, традиционных для них рынках контента, и выигрывают. Эти процессы особливо заметны в сегментах тематического телевидения, анимации, мобильных игр и приложений.

Возможности экспансии на международные рынки

«Оценивая темпы и направления развития VR индустрии на мировом рынке, какой находится еще в стадии формирования, и в России, можно с определенной долей уверенности ратифицировать, что российские компании могли бы притязать на заметное место на мировом VR-рынке. И выговор может идти о прорыве в ближайшие 5 лет. Естественно, если сконцентрироваться собственно на цели завоевания своей ниши и приступить планомерно к ней двигаться», –  считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев.

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*