Главная » Новости кино » Битва за «28 панфиловцев»: Гарантийная плата за показ фильма – необходимость или препятствие?

Битва за «28 панфиловцев»: Гарантийная плата за показ фильма – необходимость или препятствие?

30.11.2016 14:49:00

24 ноября 2016 года состоялся релиз военной драмы «28 панфиловцев», которая с успехом завершает первую прокатную неделю на другой строчке российского бокс-офиса с результатом 180 млн. рублей. Однако, кроме положительного сарафана, кинофильм сопровождает неоднозначная ситуация, поднявшая проблему в отношениях дистрибьюторов и небольших кинотеатров. Компания NBCUniversal изначально установила для площадок с неудовлетворительными кассовыми показателями фиксированную плату за возможность демонстрировать фильм, и многие кинотеатры остались без «28 панфиловцев», однако после просьбы от Министерства культуры условие изменилось. Дистрибьюторы, владельцы и представители кинотеатральных сетей и кинотеатров в малых городах рассказали порталу «ПрофиСинема» в эксклюзивных комментариях, будто отразилась на них эта ситуация, и поделились мыслями о вариантах решения.  

Преграда кинофикации

По мнению Эдуарда Пичугина, генерального директора «Киностудии Ленфильм» и совладельца сети кинотеатров «Кино Сити», проблема с тем, что крупные прокатные компании устанавливают для малых и средних кинотеатров фиксированный тариф, существует давным-давно, но в случае с «28 панфиловцев» проявилась наиболее ярко:
Эдуард Пичугин«28 панфиловцев» — это ожидаемый отечественный патриотический кинофильм, который необходимо показать будто можно более широкому зрителю, самостоятельно от стоимости билета, может быть, даже в формате специальных показов, однако введение фиксированной платы со стороны дистрибьютора ставит для многих площадок непреодолимое преграда. Например, 20 кинотеатров сети «Премьер-зал» и 12 кинотеатров в Тульской области не смогли показать картину на таких условиях. Чтоб заплатить требующуюся сумму в 50 тысяч рублей, кино должен собрать 100 тысяч рублей, и если в маленьком городе с населением в 6 тысяч человек билет стоит 100 рублей, то кинофильм должен привлечь 1000 зрителей».   

Крупные кинопрокатные компании, устанавливая порог для кинотеатрального показа российского кино, противоречат программе кинофикации малых городов, по мнению Эдуарда Пичугина. В случае с «28 панфиловцами» сторонам и Министерству культуры удалось условиться. Кинотеатры, у которых есть договорные взаимоотношения и отсутствует задолженность перед UPI, получат кинофильм без обязательства выплаты фиксированной суммы, однако, по словам  Вадима Иванова, генерального директора NBCUniversal, это для таких кинотеатров станет особым случаем.

Эдуард Пичугин, тем не менее, считает, что проблема может возобновиться в связи с выходом других отечественных картин, которые выпускают крупные дистрибьюторы.  Он отмечает, что общие задачи должны решаться системно, в диалоге всех игроков рынка: в том числе, продюсерам стоит обсуждать с прокатными организациями возможность снятия ограничений для распространения российского кино в малых городах.
«На мой взор, NBCUniversal не патриотично подходит к этому вопросу: многие игроки рынка совместно с Министерством культуры приняли миссию по поддержке малых городов. Труд с небольшими кинотеатрами для всех накладна: немало хлопот и никакой экономики. Тем не менее, это развитие индустрии на благо всех кинематографистов», — подчеркивает Эдуард Пичугин.

Касательство кинотеатров

Насколько фиксированная гарантия неподъемна для кинопоказчиков? Мнения директоров кинотеатров, к которым обратились корреспонденты «ПрофиСинема», разделились. 

Так, Евгений Назарчук,  директор кинотеатра «Луч 3D» в городе Нижняя Тура Свердловской области (народонаселение около 20 тысяч человек), считает обстоятельства несправедливыми и принял решение отказаться от фильма:
«Дистрибьюторы предлагают нашему кинотеатру не лишь российские фильмы по гарантии, однако и американские блокбастеры. Они думают, что таким образом  стимулируют работу, однако у меня есть чувство, что коллеги не понимают реальности малых городов. Люд испытывают финансовые трудности в кризис, экономят денежки перед Новым годом, потому очень трудно собрать кассу. Кино в Нижней Туре не хочет трудиться в убыток, но каждый один нам «выкручивают руки» с гарантией, потому от многих фильмов приходится отрекаться. В то же время патриотические картины, такие будто фильм «28 панфиловцев», нужно демонстрировать аудитории, и у зрителя в нашем городе кушать интерес к этому кино».

В кинотеатре поселка Куркина Тульской области, народонаселение которого около 5 тысяч человек, полотно стартует на второй неделе проката. 
«Требование гарантии, разумеется, обременяет кинотеатр, но в конкретном единичном случае её можно осилить. Если же такая практика будет развиваться, мы попросту не сможем работать. Кино в будни посещают, в лучшем случае, 5 человек, а в выходные по 20-30 человек, однако многие ждали «28 панфиловцев». Собственно военное кино пользуется самым большим спросом», – рассказал Иван Евстратов, директор кинотеатра в поселке Куркине.

Александр Прохоров, директор кинотеатра «Олимп» в г. Екатеринбурге и кинотеатра «Ретро» в г. Лесной Свердловской области, считает, что «28 панфиловцев» — не наилучший пример для анализа данной проблемы:
«Установление гарантии на российское кино со стороны дистрибьютора – шаг удобопонятный, и в случае с «28 панфиловцами» для моего кинотеатра она была небольшой (20 тысяч рублей) и оправданной. Эту сумму легко можно отколоть, особенно, учитывая, что кинофильм оказался очень качественным продуктом и вызвал заинтересованность у зрителя. В наших кинотеатрах он лидировал на протяжении трех первых дней (четверг – суббота), опережая «Фантастические твари и где они обитают» и уступив им лишь в воскресенье.  Предварительная работа прокатчиков и производителей дала хорошие результаты, привлекла возрастную аудиторию. В целом, если я считаю гарантию неоправданной, не уверен в проекте и не вижу в нем коммерческого потенциала, я могу отказаться от фильма».  

Позиция дистрибьютора

Чем руководствуется дистрибьютор, выдвигая заявка фиксированной гарантии, и какое число кинотеатров не получило кинофильм «28 панфиловцев»? Вадим Иванов, генеральный директор NBCUniversal, приводит цифры по выходу картины в России в сравнении с другими крупными релизами: 
«28 панфиловцев» — 1035 площадок, 
«Батальон» — 978 площадок, 
«Битва за Севастополь» — 1006 площадок, 
«Ледокол» — 1093 площадки. 

Самый размашистый релиз NBCUniversal в 2016 году — «Тайная существование домашних животных». У него было на 160 площадок больше, чем у «28 панфиловцев». В разговоре с нами Вадим Иванов предложил отсортировать кинотеатры по убыванию кассовых сборов и выборочно посмотреть на цифры из отчетов, этак называемого, «хвоста» (150 кинотеатров, замыкающих рейтинг) на первоначальный прокатный день, четверг (прим ред. – беседа состоялся в понедельник, когда дистрибьютор располагал лишь этими данными).
На 880 позиции из 1035: двухзальный кино «Комсомолец» в городе Кузнецк Пензенской области поставил 4 сеанса «28 панфиловцев», на которые в четверг пришло 19 человек. 
На 921 позиции однозальный кино «Кристалл» в городе Партизанск в Приморском крае, на 3 сеанса пришло 7 человек.
990 позиция: двухзальный кино «Новгород» в Великом Новгороде, на 2 сеанса в четверг пришли 4 человека. В Великом Новгороде, численность населения которого более 200 тысяч человек, итого с «28 панфиловцами» работало 2 площадки: в кино «Мираж» на 10 сеансов пришло 139 человек. 

Вадим Иванов«Если на «Тайной жизни домашних животных» кино зарабатывает 100 тысяч рублей, а, так, на «Ледоколе» 15 тысяч рублей, то возникает резонный проблема: могут ли маленькие кинотеатры собирать денежки на кино, отличном от масштаба международных блокбастеров?» – комментирует Вадим Иванов.
Определенные критерии отсева слабо работающих площадок заложены в коммерческую политику компании. Кинотеатру, какой не дает необходимых кассовых сборов, предлагаются варианты минимальной гарантии при сохранении процентного распределения сборов. Каждая площадка оценивает, сколько она может скопить на фильме, сопоставляет возможности и принимает предложение или отказывается. Вадим Иванов считает, что многие кинотеатры изначально отказались от «28 панфиловцев», потому что неправильно оценивали потенциал фильма. 

«Каковы могут быть причины таких слабых кассовых сборов? Кино либо плохо работает – с самим кино или со зрителем, либо укрывает сборы. Дистрибьютор несёт ответственность за все цифры, которые он предоставляет в отчете, перед продюсером фильма. В случае с Великим Новгородом у меня дудки логичного объяснения, почему в двухсоттысячном городе одна из двух работающих площадок дает в стартовый день такие ничтожные результаты. Сейчас представьте, что мы добавим еще 160 площадок, которые приводят в день много по 5-10 человек вне зависимости от количества сеансов. Мы увеличиваем «хвост», а, значит, собственные издержки. Конечно, в этом случае расширяется география покрытия, однако это не будет владеть никакого позитивного эффекта на долю российского кино. Поскольку для этого нужны зрители, которых, по сути, дудки. Все понимают, что со стороны государства и других игроков рынка предпринимаются усилия по открытию этих площадок, и прокатчики также делают много возможного, но в результате мы имеем такие показатели. Министерство культуры обратилось к нам с просьбой рассмотреть возможность предоставить кино этим кинотеатрам, и в случае с «28 панфиловцами» мы готовы привнести изменения в коммерческую политику компании, однако это станет последним шансом для площадок обнаружить себя», — отмечает Вадим Иванов. 

Издержки 

По словам Вадима Иванова, труд по росписи неэффективных кинотеатров влияет на общую эффективность компании:
«Сотрудники вынуждены львиную долю своего времени расходовать на так называемый «хвост», зачастую упуская неплохо работающие кинотеатры, которым тоже, в том числе с «28 панфиловцами», нужна поддержка с росписью. Таким образом причиняется ущерб эффективным кинотеатрам, а, следственно, и эффективности всей нашей работы. 
Издержки включают логистические и технические затраты на подготовку и отправку цифровой копии и рекламных материалов. Если они направляются, так, в районный центр за Уралом, то у нас проходит будто минимум две отправки, состоящие из нескольких логистических звеньев, включая авиаперелёт»

По мнению Эдуарда Пичугина, затраты дистрибьютора несопоставимы с выдвинутыми требованиями:
«Хлопоты с росписью сети и малого кинотеатра: транспортировка копии на жестком диске или посредством спутниковой связи, труд юристов, бухгалтерии, заключение договора, контроль отчётности – практически одинаков. Потому я считаю, размер фиксированной платы завышен, и если бы кинотеатрам предложили обоснованную цифру, проблем бы не было ни у кого».

Владимир ПетелинВладимир Петелин, директор сети кинотеатров «Премьер-зал», считает, что действия дистрибьютора, будто коммерческой структуры, оправданы, и ситуация не до конца проработана со стороны государства, однако нужно продолжать работать в этом направлении. 
«Перед Министерством культуры и Фондом кино стоят задачи по повышению доли российского кино в прокате, и программа субсидирования новых кинотеатров в малых городах, казалось бы, правильна и логична. Однако на этапе разработки идеи не была учтена себестоимость проката. Дистрибьюционные компании, в этой ситуации оставшиеся без поддержки, действуют, будто правильно организованные бизнес-структуры, призванные получать деньги. Поэтому прокатчики вынуждены, чтоб не работать в убыток, подавать кинотеатрам фильмы под минимальную гарантию. «Премьер зал» имеет эксперимент в дистрибуции, и, на мой взор, себестоимость проката выражается в меньших цифрах, однако, вероятно, экономика отличается. Я не хочу однозначно винить крупных дистрибьюторов в завышении фиксированной платы, однако считаю, что в случае с прокатом отечественного кино в малых городах нужно постараться повергнуть цифры к минимально возможным».
Кроме того, Владимир Петелин отмечает, что страна может стимулировать беспрепятственную доставку контента в субсидированные кинотеатры: «Необходимо довести идею до логического завершения, чтоб конвейер кинопроката заработал на благо кинотеатров и российского кино»

Министерство культуры за запрос портала «ПрофиСинема» комментария Владимира Мединского по поводу сложившейся ситуации ответило:
«Возникший препирательство нельзя назвать проблемой. Проблема предоплат, который привел к спорной ситуации между кинотеатрами и компанией NBCUniversal при прокате фильма «28 панфиловцев», не имеет прямого взаимоотношения к программе кинофикации малых городов. Он находится исключительно в компетенции компании-прокатчика и кинотеатров будто участников кинорынка. На натуральный момент ситуация разрешилась в рабочем порядке посредством переговоров между ними».

*  *  *

Увеличение доли российского кино за счет субсидирования кинотеатров и квоты на показ – начальный этап кинофикации страны, следующий – привлечение зрителя и повышение коммерческой эффективности новых площадок. Кинотеатры в малых городах нуждаются в поддержке государства и других игроков рынка. С иной стороны, важно сохранять баланс без вреда любой из звеньев цепи, а также стимулировать новые кинотеатры к самостоятельному развитию. Очевидно, что индустрия не терпит типовых решений, требует диалога кинематографистов и систематизированного комплексного подхода к решению обозначенной проблемы. 

Автор: Кристина Манжула

Просмотров: 663   |      

Кинофильм: «28 панфиловцев»  

Вы также можете поделиться своим мнением

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*