Главная » Новости кино » Берлинале 2017: Призрак бродит по Европе и не только по ней

Берлинале 2017: Призрак бродит по Европе и не только по ней

9 февраля 2017 года в немецкой столице начался 67-й Берлинский интернациональный кинофестиваль / Berlin International Film Festival. Он считается самым политизированным кинофорумом мира, однако в этом году переплюнул даже самого себя. Редко фильмы программ Берлинале этак интенсивно следят за текущей политической ситуацией, отмечал в приветственном слове директор фестиваля Дитер Косслик. Открывавший программу «Джанго» Этьена Комара вполне соответствует этой заявленной активности.

67-й Берлинский международный кинофестиваль

Художник и воля

«Джанго» — режиссерский дебют Этьена Комара, французского сценариста и продюсера. В главной роли Реда Катеб, кино- и сценический актер алжиро-итальяно-чешского происхождения. «Джанго» — история Жана Рейнхардта, знаменитого гитариста и композитора цыганского происхождения. Комара заинтересовал конкретный отрезок его жизни. В 40-е Джанго жил и играл во Франции, и когда по всей Европе нацисты уже истребляли его соплеменников, он словно ничего не замечал. В оккупированной Франции на его концертах висят таблички «танцевать запрещено», однако публика все равно танцует, этак виртуозно он играет. А вот когнитивно диссонируют с привычным нам образом военные в нацистских мундирах, которые тоже почитай приплясывают, эдакие нацистские стиляги. Вдали не все, конечно, кто-то навыворот встает и выходит из зала, гитлеровская Германия, мягко говоря, не приветствовала джаз. Привычная существование музыканта заканчивается, когда его приглашают в тур по Германии и настоятельно рекомендуют поехать. Джанго понимает, что это уже совершенно другой коленкор. «Во Франции вам многое позволяют, у нас такое невозможно», — говорит ему пришедший за кулисы немецкий офицер. Музыкант пытается отказаться от гастролей и совместно с семьей пускается в бега.

кадр из фильма Джанго

Режиссерский дебют Комара получился средним, с неплохими актерскими работами. Однако как фильм открытия он открыто не дотягивает до уровня, положим, «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона или «Конечно здравствует Цезарь!» братьев Коэнов, не этак давно в разные годы открывавших Берлинале. Возможно решение отборщиков объясняется месседжем этого фильма об искусстве и авторитарной власти: художник не может оставаться безучастным и игнорировать происходящее в мире. Эта дума повторяется в кадре буквально и будет настырно. Начинается «Джанго» с увертюры – гибели слепого поющего цыгана, отказывающегося замечать опасность и поплатившегося за это. «Я играю музыку, мне все равно, кто приходит слушать», — этак говорит уже сам Джанго. «Ты заставляешь плохих людей танцевать», — успокаивает его, опасающегося гастролей по нацистской Германии, супруга. Комар подтвердил очевидное: он снимал свое кино о человеке, какой не видит, что мир меняется, и лишь когда война подкрадывается персонально к нему, очи его открываются.

кадр из фильма Процесс. Российское государство против Олега Сенцова

Тема отношений художника и власти, художника, вовлеченного в политику, политики в искусстве будет прослеживаться и в других фильмах фестиваля. Документальный «Процесс: Россия против Олега Сенцова» Аскольда Курова — об обвинении и осуждении режиссера Олега Сенцова (Berlinale Special), «Бойс», конкурсная документальная лента Андреса Файеля — о знаковом художнике, какой сделал политическую деятельность частью своего искусства. Очевидно более зрительская «Королева Испании» Фернандо Труэба с Пенелопой Крус — об актрисе, которая снимается в кино во франкистской Испании (Berlinale Special). 

кадр из фильма Бар

Мы живем в такое пора, когда никто больше не может ощущать себя в безопасности, даже если мнит себя аполитичным. Во внеконкурсном «Баре» Алекса де ла Иглесиа посетители питейного заведения стали жертвами снайпера, а в сериале «Под поверхностью» Каспера Барфоэда террористы захватили поезд в метрополитен (первые эпизоды этого сериала покажут в программе Berlinale Special Series).  И тем не менее, Дитер Косслик весьма подробно в своем приветствии говорил о надеждах: «Призрак бродит – и не лишь по Европе: растерянность кушать результат очевидного провала великих утопий и разочарования в глобальном мире. Многие авторы ищут объяснение вселяющему неуверенность настоящему в прошлом. Однако постепенно они обнаруживают, что мир все же способен доставлять наслаждение, он достаточно любопытен и может принудить нас удивляться и смеяться. Кушать не только большие, однако и маленькие утопии, которые говорят нам о том, что завтрашний день наступит. Без утопий мы не сотворим этот мир». В фильмах, которые в Берлине покажут в ближайшие десять дней, несмотря на все вышеуказанные риски и разочарования, похоже, подлинно будет много смешного. Кушать, безусловно, «По ту сторону надежды» Аки Каурисмяки, кинофильм, который в берлинском конкурсе ждут с особенным нетерпением. А «ПрофиСинема» хотелось бы отметить «темную лошадку» нынешней программы, «Дикую мышь», режиссерский дебют популярного австрийского комика Йозефа Хадера. Судя по анонсу, публику ждет жесткая и бескомпромиссная комедия о социальной борьбе маленького человека с экс-боссом одного из героев.

О безопасности и Дональде Трампе

Ну-ка а вокруг Берлинале, в бытовой его части, политика и почитай никакого юмора. В этом году фестиваль усиливает меры безопасности, памятуя о рождественской атаке на город. «У нас дудки данных о том, что готовится спланированное налет во время фестиваля, однако мы будем находиться в состоянии повышенной готовности, — заявил представитель полиции немецкой столицы Винфрид Венцель. – Полицейский с автоматом, к сожалению, уже привычная полотно для города после нападения, эта полотно будет привычной и во пора фестиваля». Он сообщил также, что доступ транспортных средств к основным фестивальным центрам будет ограничен, а в районе фестивального дворца будут использованы специальные барьеры, чтоб предотвратить повторение рождественской трагедии. Кроме того, полицейские в штатском смешаются с толпой у красной ковровой дорожки. «Никто не отменил собственный визит из страха, спрос со стороны международных гостей в этом году даже больше обычного, они нам доверяют, и они могут нам доверять», — считает Дитер Косслик. Уместно, прибывающие звезды пользуются случаем и совмещают красную дорожку с чем-то полезным. Ричард Гир, представляющий тут «Ужин» Орена Мовермана, встречается с канцлером страны Ангелой Меркель, чтоб побеседовать о положении дел в Тибете. Меркель благоволит кинематографистам. Она посещала съемочную площадку фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост», охотно фотографировалась с самим Спилбергом и с Томом Хэнксом. А в прошлом году встречалась с приехавшим на Берлинале Джорджем Клуни, чтоб поговорить о ситуации с беженцами в Германии.

67-й Берлинский международный кинофестиваль

Не обошлось без политики и на пресс-конференции жюри. На самую модную ныне тему – Дональд Трамп и его инициативы – высказывался еще ранее и Дитер Косслик: он назвал Трампа «самым переоцененным президентом», перефразируя президента США, назвавшего Мерил Стрип «одной из самых переоцененных актрис Голливуда». На пресс-конференции жюри мексиканец Диего Месяц сообщил, что приехал в Берлин понимать в технологии сноса стен: «Тут, видимо, немало специалистов в этой сфере, я хочу внимательно все изучить и донести информацию до Мексики», — сказал он, имея ввиду грядущую стену на границе США и Мексики. Еще одинешенек член жюри, американская актриса Мэгги Джилленхол сообщила, что весьма хочет, чтобы люди в мире знали, сколько людей в Америке готовы противостоять Трампу. Режиссер Пол Верховен заявил, что судить он и его коллеги будут без каких-либо политических предрассудков. Также председатель жюри Берлинале сказал, что надеется увидать много разных и, хочется веровать, спорных фильмов и готов к жарким дебатам с коллегами по жюри.

67-й Берлинский кинофестиваль проходит в немецкой столице с 9 по 19 февраля. В этом году в его программах заявлено 399 фильмов, 104 из них сделаны с участием Германии. Обладатели берлинских «Медведей» станут известны на церемонии закрытия, которая состоится в субботу, 18 февраля.

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*