Главная » Новости кино » Игорь Толстунов: «Одного воображения оказалось мало при производстве «Ледокола»»

Игорь Толстунов: «Одного воображения оказалось мало при производстве «Ледокола»»


19.10.2016 10:34:00

20 октября 2016 года в размашистый российский прокат выходит полотно «Ледокол» производства «Продюсерской фирмы Игоря Толстунова» (дистрибьютор – компания Наше кино). В эксклюзивном интервью главному редактору портала ПрофиСинема Нине Ромодановской продюсер картины Игорь Толстунов рассказал о сложности производства фильма-катастрофы, работе с full CG, причинах выбора в качестве режиссера-постановщика Николая Хомерики, дальнейшей программе реализации прав на ленту и многом другом.

Нина Ромодановская:
Я помню, будто мы с вами, оказавшись за одним столом на приеме в честь открытия фестиваля в Онфлере в 2011 году, говорили о сложностях производства фильма-катастрофы. Это дело не для слабонервных. В 2013 году вы успешно выпустили «Метро» и разом начали разрабатывать «Ледокол»? Будто нашли эту историю?

Игорь Толстунов:
Сценарий «Ледокола» предложил продюсер Василий Соловьёв, и мы начали девелопмент совместно, но чисто по техническим причинам его компания вышла из проекта. И уже «ПРОФИТ» дорабатывал  и перерабатывал историю. На самом деле, от первоначального варианта осталась лишь фабульная идея о корабле, оказавшемся в ледовом в плену. Тот сценарий рассказывал о реальных событиях: он был хорош сам по себе, однако вряд ли собрал бы большое число зрителей. Это была чистая трагедия, в которую мы ввели антагониста в виде айсберга, какой преследует ледокол, и создали, таким образом, конфликт.

Нина Ромодановская:
Вы разом увидели перспективу фильма-катастрофы? 

Игорь Толстунов:
Изначально было понятно, что из этой истории можно сделать нечто оригинальное с точки зрения зрительского кино. Фильмов, сделанных в таких фактурах, в принципе, немножко, и ниша фильмов-катастроф в России свободна. Естественно, продюсер, будто и любой другой участник процесса создания фильма, хочет трудиться с оригинальным проектом, не банальным и не вторичным.

Нина Ромодановская:
Какой эксперимент дала вам картина «Метро», какой вы применили в дальнейшем, снимая и продвигая «Ледокол»?

Игорь Толстунов:
Несмотря на то, что фактуры чисто технически разные, мы уже имели понятие, что такое сложно постановочный проект, и были готовы морально. Хотя в итоге выяснилось, что профессиональных трудностей намного больше, чем ожидалось. Для любой российской компании подобный проект был бы вновь. В процессе производства мы столкнулись с большим количеством проблем, которые приходилось преодолевать методом проб и ошибок.
«Ледокол» оказался намного объёмнее, чем «Метро» точки зрения графики, так. В «Метро» тоже много CGI, однако вместе с тем там было больше спецэффектов. В «Ледоколе» огромное число CG-шотов, в том числе full CG, то кушать полностью нарисованных кадров.

Нина Ромодановская:
А чем труд над «Метро» принципиально отличалась от работы над «Ледоколом»? 

Игорь Толстунов:
Во-первых, фактура. Пункт действия в «Ледоколе» подразумевает зиму и натурные сцены. Мы снимали в Мурманске, Кирове, Петербурге, Севастополе – всюду, где был снег и лёд, либо ледоколы. Во-вторых, это опять же объём графики: такого количества кадров, снятых на хромакее, в «Метрополитен» и рядом не было. Практически вся полотно снята на «синьку-зелёнку» (хромакей – прим. ред.).

Нина Ромодановская:
В чём заключалась трудность съёмок на хромакее для группы?

Игорь Толстунов:
Лишь представьте, вместо второго, и уж, тем более, третьего плана – зелёная стенка. Артисты под рёв ветродуя, в искусственном снегу, одетые в шапки-ушанки и телогрейки, вынуждены резаться драматические сцены. В таких обстоятельствах сложно не лишь играть, но и снимать, а затем и монтировать не весьма комфортно. Во время съёмок все должны воображать, где будет айсберг и другие нарисованные объекты. Добавляются и чисто технические проблемы, связанные со светом, движением камеры. Всё не этак просто, как представлялось в начале: одного воображения оказалось немного при производстве «Ледокола». Сейчас я понимаю, что нужно мастерить, чтобы облегчить задачу. Перед съёмками необходимо подготовить максимально детальный аниматик, желательно в цвете, с четко выстроенной композицией, с деталями. Возможно, кушать технологии, которые упрощают процесс, и нужно было лучше учить опыт западных коллег. Однако не стоит забывать о наших скромных в сравнении с голливудскими картинами бюджетах. 

Нина Ромодановская:
Режиссеров, специализирующихся на «большом кино», у нас один-два и обчелся. Но продюсеры в последнее пора стали активно задействовать в своих высокобюджетных проектах талантливых авторов. Итог, прямо скажем, разный получается. Чем был обусловлен выбор вами Николая Хомерики и остались и вы довольны результатом?

Игорь Толстунов:
Режиссёров у нас, вообще, маловато. Я остался доволен результатом, как это возможно. Николай Хомерики – талантливый режиссёр, а это достаточное условие, чтоб пригласить его снимать кино. То, что он не снимал ранее такого рода фильмы, нормально: великие начинают с маленьких рассказов, а после пишут «Войну и мир». Николай справился и творчески, и технически. 

Нина Ромодановская:
Он рассказал нам в интервью, что ваше активное взаимодействие по построению проекта закончилось на этапе препродакшена и на съемочной площадке вы уже практически не вмешивались в процесс. Это ваша принципиальная позиция?

Игорь Толстунов:
Я считаю, что если продюсер умеет снимать кино, то не нужно звать режиссёра. Если же продюсер приглашает режиссёра, то после подготовительного периода, разработав постановочный проект картины, в некотором смысле должен отойти в сторону. Естественно, если я смотрю отснятый материал, и у меня возникают комментарии, высказываю их. С Николаем такие ситуации были, однако точечно и по конкретным вопросам. Это обыкновенный рабочий процесс. Если бы меня категорически не устраивала труд режиссёра, мы, скорее итого, просто остановили бы съёмки. Конечно, это было бы накладно, однако всё же дешевле, чем сбросить кошмарное кино. Нельзя быть довольным результатом целиком и не задумываться над ошибками, однако то, что сделал Хомерики, меня абсолютно устраивает.

Нина Ромодановская:
Будто проходил выбор актеров на главные роли?

Игорь Толстунов:
Кастинг – это рутинный процесс. Были пробы артистов на главные роли, затем выбирали тех, кто нам казался наиболее важным и нужным.

Нина Ромодановская:
То кушать Федоров и Пускепалис не приглашенные звезды?

Игорь Толстунов:
Дудки, были и другие претенденты.  

Нина Ромодановская:
Выбор должен был устраивать и вас, и Хомерики?

Игорь Толстунов:
Если у продюсера и режиссёра разные мнения по поводу выбора актёра, этот проблема должен решаться в дискуссии. У продюсера кушать право утвердить своего претендента, однако желательно найти консенсус. Мне же важно, чтоб режиссёр работал с артистом Х чистосердечно и с любовью. У нас с Николаем не возникало проблем в кастинге.

Нина Ромодановская:
Возвращаясь к full CG, такое творческо-техническое решение было принято разом? Вариант снимать на натуре в Арктике вообще не рассматривался?

Игорь Толстунов:
Мы проработали этот вариант, и поняли, что нереально снимать кино на работающем судне. Во-первых, корабль качается, даже если стоит на месте. Во-вторых, суровые погодные обстоятельства: короткий световой день и мороз. В-третьих, занятых артистов, которых даже на день бывает сложно вытащить из Москвы, невозможно скопить в отдалённом месте. Представляете, нужно привезти актёра в Мурманск, затем каким-то образом привезти на судно? Кроме того, арендовать большенный ледокол, поставить его в док и снимать, стоит немыслимых денег. Теоретически возможно, и мы рассматривали этот вариант, однако аренда стоила бы примерно $ 30-$ 50 тыс в день. В итоге мы снимали на ледоколе «Ленин», и он нас вполне устроил. 
Уместно, некоторые планы, кадры движения льдов, мы всё же снимали в Арктике. Вторая группа во главе с Борисом Луцюком уходила в поход на неделю.  

Нина Ромодановская:
Странно, что у вас дудки 3D версии… Даже для китайцев?

Игорь Толстунов:
Это не выгодно. Хотя мы делали пробу, и подлинно выглядело очень зрелищно. Однако конвертация готового материала обошлась бы примерно в 20 млн рублей, соответственно, чтоб окупить стерео эффект, нужно скопить дополнительно ещё 50-70 млн, а разница в ценах на билеты не этак невелика. Да, 3D-версия подразумевает дополнительные залы и больше сеансов, и это были аргументы «за». Однако все же мы, тщательно взвесив за и против, решили стать без 3D. Что касается китайцев, то компания, которая будет заниматься  прокатом, обдумывает взять на себя производство 3D-версии. Для их рынка это, разумеется, важная составляющая.

Нина Ромодановская:
Вы уже озвучивали расклад по затратам: бюджет 430 млн рублей, и лишь 200 млн. — безвозвратная поддержка государства.  230 млн. нужно вернуть инвесторам. Еще рекламный бюджет –более 100 млн. Кинотеатральный доход – по-прежнему основной?

Игорь Толстунов:
Разумеется.

Нина Ромодановская:
Можете озвучить дальнейшую программу реализации прав?

Игорь Толстунов:
Телевизионные права у канала НТВ… 

Нина Ромодановская:
Неожиданно. «Первый канал» не боролся?

Игорь Толстунов:
Тут же проблема не борьбы, а адекватного взаимоотношения к фильму, к собственной программной политике, к деньгам. Мы не занимались торгом, тендерами, а попросту поговорили с руководителями обоих телеканалов, и нашли взаимопонимание.
Чаяние на зарубежные продажи, которые уже начались. Рассчитываем на объём продаж не меньше, чем у «Метрополитен». Затем интернет и другие виды прав. Это небольшие, однако реальные цифры. Заметное кино на разных платформах может скопить 7-12 млн рублей. 

Нина Ромодановская:
Какова целевая аудитория фильма? В какой степени вы рассчитываете на сарафанное радио?

Игорь Толстунов:
Я думаю, что это зритель  23+. Хотя охота верить, что «Ледокол» будет интересен и подросткам в силу романтики – море, Антарктида, корабли… Однако при этом я понимаю, что вряд ли это кино для тинэйджеров, потому что в центре сюжета положительный конфликт двух взрослых людей. Мы рассчитываем на максимально длительный прокат, и кинотеатры с нами солидарны, потому что, возможно, полотно может вытащить в кино зрителей, которые его редко посещают.
Все продюсеры рассчитывают на неплохой сарафан, и я не исключение. Самая большая ставка на другой и третий уикенд. На четвёртый, обыкновенно, цифры минимальные, но тоже крайне необходимые. 

Нина Ромодановская:
Будто вы делите обязанности с «Нашим кино» по продвижению проекта?

Игорь Толстунов:
Мы занимаемся продвижением совместно с департаментом маркетинга «Нашего кино». Исходя из бюджета, какой считаем возможным потратить на эту картину, задействуем разные ресурсы: прямую рекламу, интернет, вирусы, пиар-мероприятия. Наиболее затратная история, на которую мы выделили 50% от общего бюджета на выпуск — это телевидение. Также значительные средства тратим на кинотеатральную рекламу (возле 30%) и интернет  (около 15%). И остальное  распределено по другим каналам. Что касается наружной рекламы, то тут мы задействуем только фасады кинотеатров, а также плазменные экраны в Москве и регионах, однако точечно. Наружка для кино не самый эффективный инструмент, этот контакт со зрителем обходится будет дорого. 

Нина Ромодановская:
Дата релиза – 20 октября, больше российских фильмов на этой дате дудки. Из американских только экшен/триллер «Джек Ричер: Вовек не возвращайся» с Томом Крузом. Будто так получилось? Договаривались?

Игорь Толстунов:
На самом деле, это не весьма простая дата. «Джек Ричер: Вовек не возвращайся» на одной дате, на втором уикенде «Инферно», а также кинофильм от американского мейджора с Беном Аффлеком «Расплата» могут составить серьезную конкуренцию На 27 октября с превью-показами в залах IMAX переехал «Доктор Стрэндж», что для нас было неожиданностью. Это уже серьезная опасность, несмотря на то, что у картин разная целевая аудитория. Однако доля активной аудитории на втором уикенде наверняка захочет посмотреть, пускай и дорого, этот блокбастер. 
В начале года было совещание в Фонде кино, где обсуждались российские релизы октября. Помимо «Ледокола», в этом месяце планировалось выпустить «Вий 2», «Дуэлянта», «Матильду» и еще линия картин. Было ощущение «битвы», однако, в конце концов, все разошлись по датам. «Ледокол» ведь тоже вначале стоял на 29 сентября. Когда создатели «Дуэлянта» объявили, что у них будет релиз в IMAX, нам пришлось удалиться на 20 октября. Мы с коллегами понимаем, что нарушать хрупкое равновесие на рынке весьма опасно, постоянное движение релизов может намести всем игрокам серьёзный урон. 

Нина Ромодановская:
Вообще, мне будто, что подходит к концу эпоха рыночного регулирования релизных планов. Неплохо это или плохо? 

Игорь Толстунов:
Это весьма сложный вопрос. С точки зрения рынка, административное регулирование – это, пожалуй,  не весьма хорошо. С другой стороны, наша индустрия итого выпускает в год 5 картин, которые могут на что-то рассчитывать, и им сложно биться с Голливудом. Здесь, на мой взор, важно чувство меры. Сейчас у всех получается расходиться самостоятельно, потому что картин немного, и всегда можно найти более-менее комфортную дату. Перенос, будто правило, не наносит порядочный урон большой голливудской картине, однако может доставить проблемы другому фильму. Я бы не хотел, разумеется, чтобы на нашу дату вдруг рухнули какие-нибудь «Звёздные войны» и похоронили «Ледокол». 

Нина Ромодановская:
В конце сентября Правительство России не поддержало предложение Минкульта завести сборы с телеканалов и кинотеатров в поддержку отечественных фильмов. Идея состояла в том, чтоб ввести сборы с телеканалов и кинотеатров, направив их на поддержку отечественной киноиндустрии. Сбор с каждого билета в кино при этом составил бы три рубля. Отчего его отклонили? Не довольно хорошо обосновано? Или телеканальное лобби в очередной один не пропустило?

Игорь Толстунов:
У нас слабая экономика, и всем тяжело, потому телеканалы имели право отказаться. Дудки простого способа отъёма денег, будто говорил Остап Бендер. Чтоб не было оснований отклонять такого рода законопроекты, система поддержки кинематографа должна быть глубоко и детально проработана, включая налоговые льготы, механизм отчисления средств от кинопоказа и телеканалов, создание местных фондов и т.д.

Автор: Нина Ромодановская

Просмотров: 41   |      

Кинофильм: «Ледокол»  

Вы также можете поделиться своим мнением

Новости кино. Российские фильмы, кинопроизводство.

Оставить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*